Начало             Сценарии          Обряды             Тосты             Поздравления

На тройке с бубенцами (сватовство)

Семья является самым древним и великим за-коном во взаимоотношениях людей. В ее основе любовь, верность, взаимопонимание, совместный труд и воспитание детей.
В языческие времена нередким было многоженство. Правда, позволить себе содержание нескольких жен и детей могли только богатые люди. В те времена женщина была практически полностью лишена прав, муж и его семья нередко смотрели на нее, как на бессловесную собственность.
Христианство, став религией государственной, на Руси взяло на себя заботу о семье, поскольку от этого зависело процветание государства. Именно вера укрепила семью, сделав ее общественной единицей. Были осуждены и запрещены некоторые языческие обряды, например умычка невесты, ее покупка. Так как брак, по мнению христианства, основываясь на любви, должен быть добровольным. Основное условие таинства бракосочетания — чистосердечное и обдуманное согласие. Именно поэтому при венчании три раза повторяется вопрос молодым о добровольности принятого
решения.
К венчанию же молодые готовились заранее. На Руси, как, впрочем, и в других странах, к созданию семьи относились очень серьезно. С этим было связано немало обычаев, которые, как правило, сопровождались соответствующими обрядовыми песнями. Заводили песни чаще всего бабушки будущих супругов, а их поддерживали подружки невесты, девушки на выданье и девочки-подростки. Так, сначала к будущей невесте засылались сваты, которые и спрашивали согласия родственников и самой девицы на брак с молодцем. При этом был обычай перед сватовством узнавать у соседей все хорошее и плохое об интересующей девушке.
В процессе самого просватанья стороны договаривались о приданом и дне свадьбы. При этом
исполнялись определенные песни и причитания, например:
Молодец перед просватанъем,

Раскачу-жемчуг по блюду рассыпался,

Да как Иван-то жениться снаряжался

Да его маменька да снаряжала,

Его сударыня-душа да сподобляла:

«Ты поедешь, мое дитятко, жениться,

Ты на душечке, на красной девице.

Тебе будут-то песню пети,

Еще будут невесту припевати,

Будут Аннушкой называти.

Не дари ты рублем, ни полтиной —

Подари ее ты аленьким платочком».

Или:
А ты яблонъка, ты кудрявая.

Да люли, люли, ты кудрявая,

А и весело во саду шумишь,

Во саду шумишь рядом с грушею.

А ты год стоишь и другой стоишь,

А на третий год я срублю тебя.

Я срублю тебя под самый корень.

А ты, Марьюшка, ты, Ивановна,
Ты сидишь, сидишь в родном тереме,

А ты год сидишь и другой сидишь,
А на третий год отдают замуж,
Отдают замуж за Петрушеньку,
За Петрушеньку да свет Андреича.

При сватовстве невеста должна была показывать свое нежелание уезжать из родительского дома, к тому же неизвестное будущее зачастую страшило девицу. Поскольку раньше, выйдя замуж, молодая женщина нередко становилась в чужой семье самым бесправным существом. Родня жениха поэтому считалась чем-то чужим, враждебным. И немудрено — из семьи увозилась любимая дочь, внучка, сестра. От этого пошел обычай унижения дружки жениха и жениховой родни с помощью так называемых корильных песен. Вот пример такой песни, широко распространенной на Руси:
Уж вы, бояра, бояра,
Да бояра все Васильевы
Да поезжаны Михайловича!
Не белы вы наехали —
Да черны ведь, как вороны!
Не умыты ваши головы,
Да не учесаны бороды.
Да уж вы съездите на озеро,
Да насеките ольшиннику,
Да наломайте вершиннику,
Да наварите вы щелоку,
Да умойте-ко головы,
Да учешите-ко бороды.
Да вы тогды будете, бояра,
Да бояра вы Васильевы,
Да поезжаны Михайловича.

Безусловно, это не воспринималось всерьез, а представляло собой что-то вроде шуточного противоборства будущих родственников.
За день до свадьбы проводился девичник. Топили баню, и подружки мыли невесту. Невеста прощалась с косой и волей, поскольку, как только девушка выходила замуж, она должна была ходить только с покрытой головой и заплетать волосы в две косы. Подружки, обряжая невесту, вели с ней песенный диалог, например, такой:
— Ты, рябина ли, рябинушка,
Ой да ты, рябинушка кудрявая,
Ты, рябинушка кудрявая,
Ой да ты когда взошла, когда выросла?
— Ой да я весной взошла, летом выросла, Ой да за осенним солнцем вызрела.
— Ой да ты зачем рано пошатилася, Ой да ко сырой земле приклонилася?
— Ой да не сама собой пошатилася, Ой да пошатили меня ветры буйные, Ой да приклонили меня снеги белые, Ой да не белы снеги, часты дожди.
— Ой да ты, Матрена Ивановна, Ой да зачем рано замуж пошла, Ой да ты зачем рано поизволила ? — Ой да вы, подруженьки-голубушки, Ой да не сама собой во замуж пошла,Ой да не сама собой поизволила, Ой да спотакнули да люди добрые, Ой да пропивал кормилец-батюшко, Ой да со родимою со матушкой, Ой да на чужу дальну сторонушку, Ой да за одно вино за зеленое, Ой да за удалу за головушку.

В день, на который была назначена свадьба, невеста с самого утра начинала причитать. Она должна была обязательно рассказать свой сон, поскольку он считался вещим. Если девице снилась спелая.ягода, ей предсказывались слезы в чужом доме. Невеста обращалась к младшему брату за защитой, поскольку именно тот считался хранителем домашнего очага и принимал самое активное участие в свадебном обряде.
При приезде жениха за невестой существовал обычай сажать их рядом, пока родные угощали друг друга за столом. После того как родители благословляли жениха и невесту, те ехали венчаться.
Приданое везлось впереди свадебного поезда. Девииа, дабы не рассердить новую родню, прекращала свои причитания.

После венчания следовал свадебный пир, на котором пелось много величальных песен, в которых чествовали молодых, их родителей, родственников и всех гостей. Нередко при этом величальные песни превращались в насмешливые прибаутки:
Подари, наш умненький,
Не рублем, не полтиною —
Золотою гривною.
Будешь дарить —
Дари поскорей.
Не станешь дарить —
Мы станем корить,
В глаза говорить:
— У Агафона кудри,
У Михеевича черны,
На четыре грани,
Черти его драли.
Агафон-господин, не скупися,
С золотой гривной расступися,
Тебе тем казны не скопити,
Василисе башмаков не купити,
Еще золовке не купити..

Дружка жениха разряжал атмосферу веселыми шутками. На эту «должность», как правило, выбирался самый остроумный и находчивый из друзей. Умелый дружка вовсю расхваливался в песнях:
Друженька хорошенький!
На друженьке шапочка коломенковая,
На друженьке кушак шелковый,
На друженьке коты с искрами,
На друженьке чулки с напусками,
На друженьке кафтан сер, немецкого сукна.

Очень многие обряды стали историей, но некоторые из них сохранились и по сей день. Конечно же, сейчас сваты не ходят по дворам и не расспрашивают соседей о характере невесты, однако и в наши дни нередко происходит что-то вроде сватовства, когда перед свадьбой родители невесты знакомятся с родителями жениха. Именно на этой встрече зачастую назначается день свадьбы и оговаривается, где молодые будут жить, на какую помощь со стороны родителей они могут рассчитывать.

В день свадьбы жених обычно приезжает в дом невесты и выкупает ее у родственников и подружек. При этом он должен с честью пройти многие испытания. Например, поднимаясь по лестнице, ему на каждой ступеньке необходимо произносить ласковое слово в адрес невесты, ему могут предложить из гороха на наклонном столе сложить имя невесты и признание ей в любви, ему загадывается множество загадок. Подружки невесты и сама девушка красят губы и оставляют их отпечатки на большом листе бумаги. Жених должен отгадать по ним свою суженую. Иногда ему могут на выбор привести нескольких девушек, покрытых одинаковыми покрывалами. Из них жених должен выбрать свою невесту. Все сопровождается шуточными препирательствами сторон. И только после того как все испытания будут пройдены, жениху отдают невесту.
После выкупа свадебный кортеж направляется в загс, где производится регистрация гражданского брака. Затем некоторые пары едут в церковь, для того чтобы заключить брак по церковным законам. По окончании всех формальностей молодые отправляются в путешествие по городу. Они фотографируются и снимаются на видеокамеру у местных достопримечательностей, возлагают цветы к различным памятникам. Как правило, в прогулке участвует только молодежь, тогда как родители осуществляют последние приготовления к свадебному застолью.
Затем родственники жениха и невесты собираются за общим свадебным столом. В России принято, чтобы свадебное застолье длилось не менее двух суток. Если в первый день жених и невеста смотрятся гостями на своем празднике, то на второй день они выступают в роли хозяев. К примеру, помогают обслуживать гостей, «продают» столовые приборы или торт.
На протяжении всего праздника молодые подвергаются различным шуточным испытаниям и им посвящаются всевозможные напутствия по поводу того, как строить свою семью и поступать в тех или иных случаях. Как только молодые приезжают на свадебный пир, им под ноги бросается поло: тенце, считается, кто быстрее на него наступит, тот и будет главенствовать в семье. Это нередко выясняют и другим способом: новоиспеченным супругам подносится большой каравай, от которого они должны откусить кусочек, при этом не помогая себе руками, — чей кусок будет больше, тот и глава семьи.

Месяц на раздумья

Накануне торжества

Практическая часть

Дополнительно

 

(C) SVA-DBA.NAROD.RU
Сайт создан в системе uCoz